Без галстука

Михаил Юрьевич Тугаев

– Михаил Юрьевич, первое образование у Вас по специальности «Автомобили и тракторы». Это был выбор «по любви»?
– Мой дед был водителем, в том числе во время Великой Отечественной войны. Отец всю жизнь проработал руководителем транспортных организаций, поэтому с транспортом я был связан с самого детства. Учась в школе, я посещал детскую автомобильную дорогу, уже в 15 лет умел водить машину и участвовал в соревнованиях по автослалому. Занял третье место среди взрослых по городу Пенза, а после – с командой стали третьими во всесоюзных соревнованиях. Поэтому после школы вопрос «Куда пойти учиться?» не стоял – я поехал в столицу советского автомобилестроения – город Тольятти. Поступил на специальность «Автомобили и тракторы»: хотел стать испытателем автомобилей.
– Какой была Ваша первая работа?
– Я был влюблен в свою специальность и продолжал заниматься багги, а также работал инженером на кафедре: отлаживал программу математического моделирования динамики разгона легкового автомобиля. После защиты диплома поступил на очное отделение аспирантуры. За 3 года защитил кандидатскую диссертацию. У меня на стенде при защите работала автоматическая роботизированная коробка передач на ВАЗ-2108. На серийные автомобили она не пошла во многом из-за перестройки. Новые модели перестали развиваться, да и для конструкторов стало мало работы. К большому сожалению для себя, я сменил профиль. Тогда были в дефиците экономисты и аудиторы. После этого достаточно плотно работал в сфере аудита и бухгалтерского учета, был директором аудиторской фирмы. До сих пор я каждый год подтверждаю свою квалификацию аудитора. А в 2005- м, когда моя дочь окончила школу и решила поступать в МГУ, мы с женой подумали и поехали вместе с ней. Так началась московская история моей семьи.
– Когда Вы приехали в Москву, чем занимались здесь в профессиональном плане?
– Работал в крупном оборонном холдинге начальником управления внутреннего аудита. А после его расформирования перешел в одну из дочерних организаций Роскосмоса. Там работал начальником от дела внутреннего контроля. Решение перейти на работу в университет было непростым. С прошлой должности меня с трудом отпустили. Мой непосредственный руководитель даже немного обиделся. Я не жалею, что пришел в университет, потому как сам работал в сфере образования и даже был заведующим кафедрой «Бухгалтерский учет» в Тольяттинской академии управления.
А сейчас хотели бы заниматься преподавательской деятельностью?
– Как основную работу все-таки нет. Преподаватель должен обязательно быть практиком, иначе ему просто не хватит знаний, чтобы обучить студентов. В Тольяттинской академии, где я проработал 13 лет, такое требование было, и я считаю его очень правильным, поэтому директором аудиторской фирмы я был по совместительству.
– Как Вы отдыхаете?
– Мы с семьей любим путешествовать. В молодости я объехал половину России, самая восточная точка, где я был – Байкал. Десять лет назад на собственной машине добирался до норвежского Бергена. Мы ездили кататься на горных лыжах всей семьей. Совместили приятное с полезным: и на лыжах покатались, и страну посмотрели. Прошлым летом на своей машине ездил в Ялту – впечатлился Крымским мостом. В Москве обычно езжу на общественном транспорте, ибо ненавижу пробки, и даже автомобили с автоматом не считаю спасением в них. Все автомобили, которые у меня были, – на механической коробке передач. Только из них можно «выжать» все возможности. Когда «механику» перестанут выпускать, для меня это станет личной трагедией.
– Золотой знак ГТО Вам вручили чуть больше полугода назад. Есть ли «инструкция» по его получению?
– Профессионально спортом я никогда не занимался, но на выходных всегда уделяю время фитнесу в разных видах. Люблю лыжи: и горные, и беговые. Я живу на юго-западе Москвы, там есть 2 трассы в Тропаревском и Мещерском парках. Каждую неделю зимой после работы обязательно там катаюсь. Даже жену, дочку и внучку вовлек в эти пробежки. А еще хожу с внучкой в бассейн: ей всего 2 года, но уже уверенно плавает. Я считаю очень важным поддерживать активный образ жизни. Только это позволяет сохранять себя в форме и добиваться результатов в других жизненных сферах. В моем детстве была популярна теория биоритмов, согласно которой у человека есть 3 составляющие: интеллектуальная, эмоциональная и физическая. Если ты во всех 3 составляющих имеешь хорошую нагрузку, ты себя чувствуешь в норме и можешь выдерживать большие нагрузки. Бывают в жизни каждого человека мобилизационные периоды, когда пашешь как вол, но нормально себя чувствуешь. Это все благодаря тому, что всегда находишь время на занятия спортом. Мне нравится заниматься фитнесом в районе 6 вечера. Уже вроде и устал, но пробежишься, поплаваешь и снова чувствуешь прилив сил. При регулярных занятиях это начинает приносить удовольствие и затягивает. Поэтому главный ключ к получению знака ГТО – вести регулярный спортивный образ жизни.
– Будни проректора РУТ (МИИТ). Какие они?
– Будни любого руководителя – это большое количество административных вопросов. У меня есть правило: «На понедельник ничего не планируй». По понедельникам обычно куча срочных вопросов. Как-то поспокойнее обычно в среду и пятницу. В эти дни удается позаниматься чем-то содержательным: провести осмысление всех задач и работ. Руководитель – это всегда много рутины и работы с людьми, и оставить место для чего-то профессионального становится непросто. Это одно из важных условий – уметь разделять рутину и профессиональные компоненты.
– Часто ли приходится брать работу домой или все-таки стараетесь ее оставлять за порогом?
– Я никогда не любил работать «до потери пульса». После того, как поплаваешь или позанимаешься на лыжах, появляется второе дыхание, а во время занятий на подсознательном уровне продолжаются процессы осмысления. Поэтому можно сесть и доделать сложные дела. Я даже установил себе запрет на отправку официальных писем вечером. За ночь мозг перерабатывает то, что ты написал спонтанно, и выдает если не радикально другое решение, то, во всяком случае, более содержательное.
– Недавно была введена балльно-рейтинговая система для оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава. Как показала практика, стоимость баллов разная и зависит от института. Следовательно, преподаватели получают неравные финансовые вознаграждения за ведение научной деятельности. Чем обусловлено такое положение дел, планируется ли модернизация данной системы?
– По своей сути, у преподавателей есть несколько направлений самореализации. Есть основная деятельность – преподавание, где есть гарантированные выплаты. Второй компонент – выполнение дополнительной работы по повышению квалификации. Здесь чистая сделка: кто больше провел таких курсов, тот больше заработал. Руководство университета к этим деньгам не имеет отношения, это зарабатывается и распределяется на уровне кафедры и института. Почти то же самое с научно-исследовательской работой. Те руководители, которые в состоянии оформить научную работу и организовать творческий коллектив, самостоятельно распределяют вознаграждение между исполнителями. Балльно-рейтинговая система – лишь один из элементов того, из чего состоит оплата труда преподавателей. Мы достаточно долго обсуждали эту модель, ее идеологию. Был сформирован следующий подход: критериями оценки является выполнение пунктов программы развития университета. Очень большой вес имеет публикация статей в Web of Science и Scopus, потому как для университета – это один из важнейших показателей рейтингов. Поэтому мы дали такие большие «веса» этим показателям. Пару недель назад я представлял отчет на Ученом совете, в котором, в том числе провел анализ выплат по балльно-рейтинговой системе. Некоторые ключевые цифры готов озвучить. По этой системе надбавки получают почти 700 преподавателей. Выплата в основном находится в пределах 50 тысяч рублей в месяц. Есть вознаграждения в районе 100 тысяч, 125. Но их немного. Эти надбавки как раз получают те преподаватели, которые активно публикуются и цитируются. Стоимость балла определяется тем, какой вообще фонд надбавок есть у института. Институт имеет 3 источника дохода: высшее образование, все формы дополнительного профессионального образования и наука. Из этих источников формируется фонд оплаты. Из каждого источника идет отчисление в фонд. Мы считаем, что это справедливо, потому что институт и кафедра являются базовыми ячейками организации. В рамках института собраны схожие направления работ. Если заведующие кафедрами и директора институтов активно взаимодействуют со своими заказчиками, то в этом коллективе должны распределяться и результаты. Мы стараемся как можно меньше централизовать и распределять их. Хотим, чтобы на уровне институтов была финансовая заинтересованность.
– Если бы Вы сейчас были абитуриентом нашего университета, какое бы направление обучения выбрали для себя?
– Скорее всего, специальности ИУЦТ, связанные с управлением транспортом: они очень интересны и очень перспективны.
– Планируются ли меры по финансовой поддержке студентов: скидки, рассрочки, образовательные кредиты?
– Еще в прошлом году вели обсуждение стратегии стоимости обучения. И пришли к выводу, что вузу выгоднее не задирать стоимость, а иметь полноценные учебные группы. У нас есть нижняя планка: стоимость платного обучения не может быть ниже установленного бюджетного норматива соответствующей специальности. Поэтому, в условиях увеличения объема бюджетного финансирования, в новом учебном году мы будем вынуждены поднять стоимость образовательных услуг в среднем на 5%. Но практически по всем специальностям мы будем удерживать цену на «нижней планке». Про меры поддержки. Мы активно сотрудничаем со Сбербанком по вопросам выдачи образовательных кредитов для наших студентов. Вся информация размещена на сайте университета, но хочу акцентировать внимание на существенных особенностях образовательного кредита. На период обучения тело основного долга не гасится. То есть, получив образовательный кредит, студент выплачивает только проценты. По поручению президента РФ этот процент будет снижен до 3%. А уже основной долг начинает гаситься после окончания вуза, когда выпускник начинает работать. Условия достаточно гибкие, поэтому рекомендую студентам, которым актуальны меры финансовой поддержки, изучить этот вопрос детальнее. По рассрочкам. Всем студентам-первокурсникам будет предоставлена рассрочка по оплате обучения. Они будут платить за первый семестр двумя платежами: 1 сентября и 1 декабря. Вопрос предоставления рассрочки всем остальным студентам, у которых действительно есть определенные обстоятельства, затрудняющие оплату обучения, будет рассматриваться индивидуально.
– Михаил Юрьевич, что бы Вы хотели посоветовать самому себе в возрасте наших студентов?
– Я считаю, что надо выбрать дело по душе и быть последовательным: получить достойное образование и стать крутым специалистом. Для таких людей обязательно найдется достойное дело. Надо спокойнее относиться к поворотам судьбы и возможным временным невзгодам, финансовым затруднениям. Не надо гнаться за денежными профессиями – это достаточно конъюнктурная вещь. Если всегда стремиться только к зарабатыванию денег, останешься как в сказке о золотой рыбке – у разбитого корыта. Лучше иногда находиться не на высокооплачиваемой работе, но быть хорошим специалистом. Это надежная стратегия.
Made on
Tilda