Без галстука

Валентин Васильевич Виноградов

– Каким будет набор в 2020-2021 учебном году?
– Этот вопрос можно разделить на 2 части: задача, поставленная Министром транспорта, о создании Российского университета транспорта, который будет проводить подготовку специалистов для всех видов транспорта, и уже существующие в РУТ профили и направления подготовки. В решении первой задачи сделаны определенные шаги. Бывшая Академия водного транспорта переходит в состав нашего университета. Ряд специальностей, по которым у нас есть лицензии для подготовки, уже с февраля перейдут в структуру РУТ. Это около 330 человек, обучающихся по так называемым «береговым» специальностям. Что касается подготовки специалистов, которые связаны с плав средствами, здесь предстоит потратить много времени и сил, чтобы получить лицензию и аккредитацию и перевести этих студентов в наш состав. Сейчас активно решаем эти вопросы, надеемся успеть к лету. И тогда с 1 сентября в составе университета появится Академия водного транспорта. Что же касается новых специальностей в рамках существующих профилей, то их в этом году больше 15. В настоящее время занимаемся составлением планов и программ для этих профилей. Полный перечень можно найти в разделе «Приемная комиссия» на сайте университета.
 – Существуют ли системы скидок для студентов платной формы обучения?
 – Такие скидки есть, но их немного. Это связано с тем, что когда университет предоставляет скидку студенту, положим, в 10%, налоги с прибыли мы платим с полной стоимости. Это не очень выгодно, но в целях поддержания и стимулирования студентов мы иногда идем на этот шаг. Скидки предоставляются отличникам, которые проявляют себя активно и в общественной деятельности.
 – Изменится ли стоимость обучения в магистратуре?
 – О снижении, к сожалению, речи не идет. Но и задирать цены мы тоже не планируем. Более точно будет понятно ближе к началу работы Приемной комиссии, но в планах держать средние цены.
 – Какая, на Ваш взгляд, самая популярная специальность в РУТ сегодня?
 – Трудно сказать, но судя по количеству обучающихся, это экономические направления. Хотя мы и говорим о подготовке инженеров, реалии таковы, что интерес со стороны абитуриентов к экономическим специальностям не уменьшается. Это еще и обуславливается тем, что для поступления на инженерное направление необходимо сдавать ЕГЭ по физике. Обществознание в этом плане более доступно. Многие школьники пытаются идти в обход ЕГЭ, поступая в колледж. В этом плане нашему университету есть, что предложить: это и Правовой колледж, и МКТ, и Медицинский. Мы эти направления поддерживаем, сейчас еще планируем открыть среднее специальное обучение в Гуманитарном институте по профилю «Гостиничное дело» и в ИМТК направление, связанное с международным делопроизводством.
 – Много вопросов касательно обучения в декабре. 5 декабря занятия закончатся?
– Мы договорились со всеми институтами, что кафедры организуют этот процесс самостоятельно. Если какие-то пары пропадали в течение семестра по каким-либо причинам, или нужно проверить курсовые, провести ПК, – часы, которые отведены в декабре, преподаватели и студенты могут использовать с пользой. Если уже все сдали, тогда ждем сессии. Но это временная мера. В этом году изменения в учебных планах были сделаны быстро и недостаточно продуманно. А сейчас Учебно-методическое управление уже прорабатывает исходя из новых учебных планов новый график, по которому уменьшится количество часов в течение рабочего дня. То есть будем заканчивать не в 21:00, а раньше. Об университете будущего
 – Каким Вы видите РУТ через 10 лет?
– Наполовину как есть сейчас, а наполовину Сколково (улыбается). Когда мы реализуем проект многофункционального технологического кластера «Образцово» и соберем там все передовые технологии, это действительно будет такое мини-Сколково. Но и обучение «по старинке» в аудиториях, на мой взгляд, никуда не исчезнет.
– Какие новые образовательные технологии сейчас наиболее востребованы?
 – Тенденции таковы, что большая часть обучения переходит на e-learning и дистанционный формат. От этого никуда не уйти, ведь изменения в той или иной области знания, профессии происходят достаточно часто и быстро, нужно успевать осваивать эти изменения. Но здесь, на мой взгляд, нужно совершенно четко разделять, в каком случае дистанционные технологии можно применять, а в каком лучше оставить место традиционным методам обучения. Университет уже 123 года готовит качественных специалистов и всегда славился «хорошей продукцией», как выразились на одном из недавних инженерных форумов. Поэтому мое личное мнение таково: фундаментальным знаниям необходимо по-прежнему учить «через руку человека», никакие гаджеты не смогут также эффективно справиться с азами. Это как фундамент здания: от того, насколько он прочный, зависит дальнейшая судьба всей конструкции. Сейчас практикуется такой подход, что человек должен учиться чему-то новому всю свою жизнь. И уже после получения фундаментальных знаний в течение всей жизни можно и нужно осваивать новые знания путем дистанционных технологий и инновационных методов. Если говорить об особо инновационных методах, то настоящий шаг вперед это, например, использование 3D-технологий. Представьте, если бы у лектора были такие технологии для демонстрации, он мог бы любой предмет разложить буквально по косточкам. Например, вагон: сам корпус, тележку, как они соединяются друг с другом – с помощью таких технологий можно показать все таким образом, что наверняка останется в голове у студента. Когда-нибудь, я надеюсь, мы придем и к этим технологиям. А пока ежегодно мы закупаем новое оборудование для использования в учебном процессе, чтобы быть в тренде и идти в ногу со временем. Но недостаточно только купить оборудование. Должен быть некий симбиоз более чем столетнего опыта подачи материала и современных технологий, которые обновляются ежегодно.
– Вы сейчас ведете занятия?
– К сожалению, времени не остается. У меня только аспиранты.
 – Что Вам больше всего нравится и не нравится в работе первого проректора?
 – Не нравится постоянно подписывать огромные стопки документов. Тратится очень много сил. А больше всего люблю общение. На этой должности общения со всеми выше головы.
 – Часто ли к Вам обращаются с проблемами и вопросами студенты? Как удается сохранять нейтралитет?
 – Действительно, с благодарностями в этот кабинет заходят редко. В основном ко мне обращаются студенты, когда уже случилась беда: их отчислили, нужен академический отпуск и другие подобные ситуации. Я уже больше двадцати лет работаю проректором и, как мне кажется, научился немножко разбираться в людях: насколько человек адекватен, нужно ли с ним общаться жестко или, наоборот, подсказать и уговорить. Ситуации бывают разные, но я всегда стараюсь действовать по принципу Дейла Карнеги. Его теория заключается в том, что если человек пришел к тебе с проблемой, то уйти от тебя он должен с твоим видением ситуации и с тем, что проблема решена. Откровенно могу сказать, не всегда это получается, и не всегда все в моих силах, чтобы всех удовлетворить. Но основной подход такой: если человек пришел с проблемой, значит эту проблему нужно решить, а если не можешь решить, то нужно сделать так, чтобы человек все равно ушел довольным.
 – Как Вы проводите свободное время?
 – Свободное время - это выходные. Обязательно бассейн и любимое занятие – дача. А отпуск – это путешествие. Сейчас осваиваем с женой Европу и Японию. Чаще всего приезжаем в столицу, заказываем 4-5 экскурсии по стране. В начале ноября были на неделю в Греции. Очень интересно и познавательно.
– В какой институт Вы приходите с удовольствием?
– Свой путь в университете я начал еще в 1968 году в ИПСС. Тогда он назывался Факультет строительства железных дорог. И, конечно, когда я прихожу сегодня туда, то прихожу домой. Там родные стены, есть еще преподаватели, у которых я учился. Но за 23 года проректорства я, приходя в любой институт, понимаю, что тут люди, с которыми я работаю уже больше половины пути в РУТ. Поэтому говорить, что ИПСС единственный любимый институт, невозможно. Но он, естественно, остается для меня самым родным.


Made on
Tilda